Внимание!

Предыдущая версия сайта находится по адресу: http://test.школа15тобольск.рф.

Диалог культур как условие развития толерантности (из опыта работы)

Диалог культур может быть рассмотрен в качестве важнейшего средства сохранения и воспитания духовности, поскольку такой диалог развивается между культурами как носительницами духовной составляющей общечеловеческого опыта. В процессе культурного диалога люди не просто общаются, но обогащают друг друга своим духовным опытом, своей духовностью. 
     По самой своей сути диалог культур прямо связан с воспитанием толерантности обучающихся, ибо толерантное отношение к другим культурам предполагает формирование в сознании установок, касающихся понимания связи между человеком, его культурой и процессом познания. Диалог культур предполагает активное формирование целого ряда компетентностей, связанных с процессами коммуникации и межличностного общения.
    Толерантность – активная жизненная позиция на основе признания возможности равноправного существования «другого».
    Образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995».
    Нельзя отрицать  роль педагога в воспитании толерантной личности. В педагогической практике очень часто возникают ситуации, когда учитель, необъективно оценивает способности    обучающихся, основываясь лишь на принадлежности ребенка к другой культуре. Учителю необходимо    учитывать в педагогическом процессе национально-этнические особенности детей, незнание которых приводит к появлению межнациональных трений, поэтому педагог должен  знать нравы, обычаи, традиции народов, представители которых входят в ученический коллектив.
     На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.   Главная цель включения детей в систему национальных культур – сделать их жизнь содержательнее, приобщить к многообразию гуманистических ценностей, развить творческие способности.
    Воспитательная работа построена на реализации программ «Этнокультурное образование и воспитание», «Одаренные дети», «Школа-центр досуговой, воспитательной работы в микрорайоне», «Здоровье», «Формирование этнической культуры обучающихся (татарский национальный аспект)», «Формирование социализированной и компетентной личности обучающегося через модель «Школа-центр интеллектуально - творческого развития» в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов». Основной целью программ является создание условий для формирования социализированной и компетентной личности, обладающей как общей так и национальной культурой.
      В основе реализации программ лежит идея диалога культур. Традиционными мероприятиями стали городской фестиваль детского художественного творчества национальных культур «Венок дружбы», Международный день толерантности, День родного языка, Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития,  городской детский национальный праздник «Сабантуй», праздники «Масленица», «Навруз», областной детский интеллектуальный конкурс «Сыерчык» («Скворец»), школьный этап научно-практической конференции «Шаг в будущее».
     В школе создана особая образовательная среда, способствующая осознанному, компетентному саморазвитию и успешному самоопределению личности в  пространстве полиэтнической культуры, формирующая активную жизненную позицию на основе признания возможности равноправного существования разных людей, культур.